Каким быть Закону о СМИ

21 июня 2022 года

О пределах и формах регулирования блогосферы в медийном законодательстве РК. Исследование Игоря Лоскутова


17 июня 2022 года

Кто чем занимается в рабочей группе


Предложения «Адил соз» по правам журналистов





16 июня 2022 года

 

Что предлагает МИОР в новый закон о СМИ

 

Этот документ предложен МИОР для обсуждения членам рабочей группы.

 

Основные подходы в рамках разработки нового закона

 

Предлагаемые новеллы.

Первое. Законопроектом предлагается пересмотреть понятийный аппарат, применяемый в вопросах регулирования общественных отношений в области средств массовой информации.

Так, предлагается ввести понятие «средство массовой коммуникации» (далее - СМК),  под которым будет пониматься зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан физическое или юридическое лицо, деятельность которого направлена распространение информации посредством сети Интернет и онлайн-платформ.

Кроме того, вводится определение «блогер», под которым понимается лицо, распространяющее на онлайн-платформах на постоянной основе информацию, затрагивающую социальную, политическую, экономическую сферы жизнедеятельности общества, а также иной не противоречащий законодательству контент в целях получения экономической прибыли.

Понятие национальное СМИ – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое собственником в лице государства возложены задачи по реализации национальной информационной политики через государственное задание.

В целях регулирования деятельности операторов вещания с использованием сетей телекоммуникаций предлагается внедрить понятие «аудиовизуальных сервисов» (ivi.ru, megogo.ru, kinopoisk.ru, netflix.com и др.), осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан. 

Второе. Законопроектом предусматривается правовой статус СМК с определением их прав, обязанностей.

Так, предлагается внедрить порядок постановки на учет СМК на добровольной основе. Для регулирования деятельности блогеров предлагается вести их учет в качестве СМК с условием наличия статуса субъекта предпринимательской деятельности (ИП и т.д.).Для этого, требуется определить в общем классификаторе видов экономической деятельности новый вид деятельности и ее код для блогеров «Деятельность по распространению информации в сети Интернет и онлайн-платформах». В ряд данного вида деятельности  предлагается отнести распространение блогером информации, видео и аудиоконтента.

Третье. В рамках законопроекта предлагается повышение статуса журналиста путем внедрения новой системы аккредитации, предоставляющей журналистам расширенные права и привилегии, не распространяющиеся на средства массовой коммуникации, то есть на блогеров.

При этом, уполномоченный орган в области СМИ наделяется компетенцией ведения единого реестра аккредитованных журналистов, его системного обновления, а также пересмотра правил аккредитации с учетом определения критериев.

Аккредитованный журналист будет наделен рядом прав, таких как: льготное ипотечное кредитование; беспрепятственный доступ на мероприятия, организуемые государственными органами и представляющим интерес для СМИ; бесплатный доступ на все мероприятия в целях освещения; а также право доступа в государственные органы и организации для получения информации. Данный перечень не является исчерпывающим и мы готовы рассмотреть ваши предложения.

Предлагается предусмотреть право журналистов на неразглашение в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Более того, в рамках усиления прав журналиста предлагается ввести определение «журналистское расследование» и критерии его осуществления. Особо стоит заметить, что на основе журналистских расследований могут быть возбуждены уголовные дела.

Четвертое. Законопроект предполагает пересмотр существующих норм по порядку регистрации СМИ.

В действующем законодательстве предусмотрены понятия информационное агентство и сетевое издание. Под информационным агентством понимается зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера, а под сетевым изданием понимается интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационно-коммуникационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан.

Учитывая, что информационные агентства осуществляют свою деятельность в сети Интернет, то такие агентства могли быть поставлены на учет в качестве сетевого издания. В этой связи, полагаем целесообразным разграничить понятие «сетевое издание».

Более того, существующее определение «сетевое издание», позволит постановку на учет в качестве СМИ практически любого интернет-ресурса, находящегося на территории РК.

Предлагается введение дополнительных критериев к сетевым изданиям и информационным агентствам, такие как наличие редакционной политики, доменного имени .KZ и .ҚАЗ, выделенного международной организацией ICANN для использования в интересах Республики Казахстан.

Для действующих сетевых изданий и информационных агентств будет дана отсрочка для утверждения своей редакционной политики. Это позволит исключить постановку на учет интернет-ресурсов, не осуществляющих деятельность профессионального СМИ.

Пятое. В законопроекте предлагается пересмотреть государственную поддержку в части механизмов государственного финансирования как инструмента реализации национальной информационной политики.

Так, предлагается поэтапное переформатирование государственного информационного заказа в грантовое финансирование и субсидирование. Механизм грантового финансирования будет заключаться в проектном подходе, софинансировании этих проектов, перехода от тарифов к сметам расходов, а также сохранении имущественных прав на продукции за получателями грантов с условием их выставления на международные конкурсы. Данная мера позволит ввести в гражданский оборот имущественные права произведенного аудио-, видеоконтента.

Кроме этого, для стимулирования регистрации блогеров и «пабликов» в качестве СМК предлагается также включить СМК в число получателей грантов.

Субсидирование в свою очередь предлагается распространить на периодические печатные издания.

При этом, предлагается оставить существующую практику финансирования государственных СМИ.

Более того, в целях поддержки развития отечественных печатных СМИ предлагается проработать налоговые преференции по установлению нулевого коэффициента к ставке НДС для периодических печатных изданий с условием направления вырученных средств на развитие редакции.

Шестое.Предлагается внести в законопроект норму, о подготовке ежегодного Национального доклада о правах и свободах журналистов и работников СМИ. Данный документ должен содержать анализ и оценку состояния соблюдения прав и свобод журналистов, свободного получения и распространения журналистами информации, защиты прав журналистов и работников СМИ и их безопасности. Изучение проблематики нарушений прав журналистов позволит выработать рекомендации по безопасной работе журналистов, их свободному получению и распространению информации, что является необходимой ключевой ролью в построении демократического и независимого государства. Учитывая, что данные вопросы касаются основных прав и свобод человека, к подготовке и обсуждению проекта Национального доклада о правах и свободах журналистов и работников СМИ будет привлечен Уполномоченный по правам человека РК, согласно положению пп.11) ст.8 Закона РК «Уполномоченный по правам в РК».

Седьмое. В настоящее время исковые требования к средствам массовой информации могут быть предъявлены в любое время, то есть срок подачи исков не ограничен временем. Между тем, Гражданский кодекс не ограничивает предоставление права на установление срока исковой давности в отраслевом законе. Установление срока исковой давности по праву на опровержение сведений, не соответствующих действительности в один год позволит защитить СМИ и СМК от неправомерных исков по диффамации.

В этой связи предлагается предусмотреть норму, определяющую срок исковой давности по требованию об опровержении сведений.

Восьмое. Предлагается активизировать деятельность института саморегулирования данной отрасли.

Так, на первом этапе предлагается наделить институт саморегулирования компетенцией по разработке и утверждению единого кодекса этики. Данный кодекс этики будет иметь обязательное распространение на деятельность СМИ и СМК.

В перечень задач Комиссии будут включены вопросы рассмотрения жалоб на деятельность СМИ и СМК. На основании поступающих жалоб Комиссия будет иметь право давать уполномоченному органу рекомендацию о лишении аккредитации журналистов, о котором было сказано выше. Кроме того, гражданин, чьи права были нарушены представителями средств массовой информации и коммуникации вправе разрешить спор путем саморегулирования.

Девятое. В качестве сопутствующей поправки предлагается в Законе «О рекламе» внедрить норму, которая разрешит СМИ рекламирование безалкогольного пива отечественного производства. В то же время, предлагается ограничить размещение рекламы безалкогольного пива отечественного производства во времени, а именно в период с 06:00 до 23:00

Десятое. В законопроект предлагается включить обязательство для СМИ и СМК о раскрытии информации об источниках финансирования деятельности, а также о конечном бенефициаре в органы по финансовому мониторингу.

Одиннадцатое. Предлагается закрепить правовые гарантии в случаях, когда журналист осуществляет свою деятельность в особых условиях, таких как в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, в условиях чрезвычайного положения, в том числе техногенного характера, в условиях карантина и т.д.

В частности, необходимо закрепить обязанности редакции перед журналистами по предусмотренному порядку выплаты компенсаций при причинении вреда жизни или здоровью сотрудника редакции в процессе выполнения им поручения редакции в особых условиях.

Также предлагается, что средства массовой информации и коммуникации будут в обязательном порядке осуществлять добровольное страхование жизни и здоровья журналиста при выполнении поручения редакции в особых условиях.

Двенадцатое. Предлагается предусмотреть регулирование аудиовизуальных платформ и операторов IPTV сервисов, и операторов OTT формата. Необходимо внедрить обязательство к аудиовизуальным платформам открывать представительства на территории Республики Казахстан и прекратить иностранных теле-, радиоканалов не поставленных на учет в качестве иностранного СМИ на территории Республики Казахстан.

Тринадцатое. В целях обеспечения объективности и прозрачности деятельности субъектов, осуществляющих медиаизмерение, законопроектом предлагается предусмотреть нормы о регулировании систем медиаизмерения на территории Республики Казахстан путем внедрения системы аккредитации медиаизмерителей.

Все вышеуказанные предложения являются нашим видением по пересмотру медиа законодательства и его концептуального обновления. Мы ожидаем услышать от членов рабочей группы предложения и замечания, а также готовы проработать предлагаемые вами конструктивные идеи.






Закон для СМИ: новая веха или обновленная ветошь? 8 ноября 2021 года

 

Давно идут разговоры о новом законе о СМИ. Что в нем должно быть? Будет ли вообще этот новый закон, или, как все последние 20 лет, власть ограничится очередными поправками?

Об этом, и только об этом, шел 8 ноября очень предметный разговор между руководителями Министерства информации и общественного развития и лидерами медийных НПО, медиа экспертами и журналистами.

Похоже, что министерство, еще 4 года назад обещавшее новый прогрессивный закон, снова склоняется к заплаткам, то бишь к поправкам в ветхий действующий закон. Или нет?

Кому это важно, интересно или просто любопытно – читайте доклады участников этой встречи:


Кемелбек Ойшибаев, вице-министр информации и общественного развития РК, «Ключевые вопросы совершенствования законодательства»


Нурторе Жусип, депутат Сената Парламента РК, председатель правления общественного объединения «Казахстанский Медиа Альянс», «Основные проблемы законодательного регулирования медиа отрасли»


Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», «Что ждет журналистское сообщество от будущего закона: гарантии и права, запреты и ограничения»


Ольга Диденко, юрист Интерньюс-Казахстан, «Как выстроить эффективный баланс между интересами государства и правами граждан в информационной сфере»


Карлыгаш Еженова, координатор медиа-платформы Qalam, редактор онлайн-журнала exclusive.kz, «Принципы и формы государственной поддержки СМИ»


Мереке Габдуалиев, кандидат юридических наук, адвокат Западно-Казахстанской коллегии адвокатов, «Журналист в цифровую эпоху: к вопросу о правовом статусе и правах»


Диана Окремова, директор ОФ "Правовой медиа-центр", «Доступ журналистов к информации: проблемы и ожидания»


Игорь Лоскутов, начальник юридического отдела ТОО «ИнфоТех&Сервис», медиаюрист, «Правовое регулирование распространения интернет-контента»


Тамара Симахина, юрист Союза журналистов Казахстана, «Регистрация, приостановление и закрытие СМИ»


Сергей Уткин, медиаюрист, «Гармонизация сопутствующих законодательных изменений с целями и задачами предстоящего закона «О средствах массовой коммуникации»


Сергей Злотников, руководитель юридической службы фонда «Адил соз», «Право на забвение и борьба с коррупцией»


 

Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Vazno