Нарушения свободы слова в Казахстане с 7 по 14 июля 2022 года

Международный фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз» провел исследование ситуации в Казахстане с правом на свободу выражения, получения и распространения информации с 7 по 14 июля 2022 года


Июль, 07

Радио Азаттык (г. Нур-Султан)

Аким Алматы не ответил журналистам на вопрос о январских событиях

На брифинге в СЦК в Нур-Султане аким Алматы Ерболат Досаев не ответил на вопрос, связанный с январскими событиями.

Журналист «Азаттык» спросил, как акимат относится к предложению переименовать проспект Назарбаева в проспект Кантар и установить там памятник пострадавшим в январских событиях. Но Досаев, услышав вопрос, оттолкнул журналиста и скрылся. Это было расценено корреспондентом «Азаттык» как грубость.

Хотя брифинг длился два часа, некоторые журналисты не успели задать вопросы.

Позднее сотрудники алматинского акимата не смогли пояснить, почему Досаев проявил грубость к журналистам, и лишь заявили, что каждый квартал в Алматы будет проводиться восемь встреч с населением, куда могут прийти и журналисты


Июль, 07

«Кокшетау Азия» (г. Кокшетау)

В Акмолинской области отменили решение суда о нарушении авторских прав

5 марта 2020 года информационное агентство «Кокшетау Азия» опубликовало информацию Акмолинского областного суда и в качестве иллюстрации использовало фотографию, найденную в интернете. В начале 2022 года ООО «Издательская группа «ВК-медиа» (РФ, город Краснотурьинск) подала гражданский иск о взыскании с собственника «Кокшетау Азия» 291700 тенге за неправомерное использование объекта авторского права и нарушение исключительных прав правообладателя. 14 марта 2022 межрайонный экономический суд иск удовлетворил.

Однако апелляционная инстанция посчитала, что такое решение было ошибочным, поскольку истец не представил достаточных доказательств своих авторских прав.

«Представленный истцом в качестве доказательства оригинал фотографии на CD-диске не содержит сведений об авторе», - говорится в описательной части постановления коллегии.

9 июня коллегия по гражданским делам Акмолинского областного суда отменила решение суда первой инстанции.


Июль, 07

Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе)

В Актобе герой публикации требует привлечь журналиста к дисциплинарной ответственности

Редакция газеты «Диапазон» получила претензию в связи с публикацией «Оправданный по делу о мошенничестве взыскал с государства около 5 миллионов» («Диапазон», 23.06.2022). В ней сообщалось, что уголовное дело, возбужденное антикоррупционной службой в отношении главного специалиста отдела территориальной инспекции лесного хозяйства Н. Шарипова, развалилось в суде, что суд обнаружил грубые нарушения норм УПК, допущенные в ходе досудебного следствия, и Н. Шарипов оправдан.

Н. Шарипов посчитал, что автор статьи Юрий Гейтс разгласил его персональные данные.

«…в данной публикации были отражены мои персональные данные, ФИО, место работы, должность, фабулы незаконного привлечения, а также мои личные расходы в указанном уголовном деле», - говорится в претензии.

Кроме того, Н.Шарипов посчитал, что другие СМИ подхватили историю с подачи «Диапазона». Он потребовал принять к журналисту меры дисциплинарного характера, заставить его извиниться. В противном случае Н.Шарипов намерен обратиться в суд.


Июль, 07

Злата Удовиченко, «Время» (г. Уральск)

Пресс-служба СЭС ЗКО стала игнорировать настойчивого журналиста

Собкор газеты «Время» по Западно-Казахстанской области Злата Удовиченко отправила запрос в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Западно-Казахстанской области, связанный с результатом анализа проб почвы и воздуха, которые врачи СЭС собрали после ее публикации. Так как результат не выявил превышения ПДК вредных веществ, что, по мнению Удовиченко, было невозможно, журналистка несколько дней пыталась уточнить, в каком месте конкретно был сделан забор проб. Однако пресс-секретарь департамента Адема Хасанова перестала отвечать на сообщения и телефонные звонки.


Июль, 08

СМИ (г.Нур-Султан)

В Алматы журналистам запретили присутствовать на заседании суда по делу Жанболата Мамая

В специализированном межрайонном следственном суде Алматы рассматривалось ходатайство об изменении меры пресечения лидеру незарегистрированной Демократической партии Казахстана Жанболату Мамаю. Однако журналистам запретили присутствовать на процессе.

«Журналистам запретили присутствовать на заседании спустя два часа с момента начала процесса. Судья объяснил свое решение тем, что в ходе заседания планируется озвучить подробности расследования январских событий», - сообщила Orda.kz.


Июль, 08

Злата Удовиченко, «Время» (г. Уральск), Мария Мельникова, Радио Азаттык (г. Уральск)

Пресс-секретарь ДП Западно-Казахстанской области оказалась очень забывчивой

В Западно-Казахстанской области с ноября 2021 года расследуется дело по факту странной гибели охотинспектора Серика Маженова.

Региональные журналисты «Времени» и Радио Азаттык – Злата Удовиченко и Мария Мельникова с начала года выясняли в пресс-службе департамента полиции Западно-Казахстанской области судьбу уголовного дела. Дело расследовали уже больше полугода, и корреспонденты боялись пропустить момент, когда дело передадут в суд, а потому справлялись об этом у пресс-секретаря ДП по два-три раза в неделю. Сотрудница пресс-службы Дарига Мажитова каждый раз обещала сообщить, когда дело будет передано в суд. Но о том, что это, наконец, произошло, журналисты узнали из публикации в интернете. На вопрос, почему Дарига Мажитова ничего им не сказала, сотрудница пресс-службы пояснила, что она "забегалась" и "забыла".


Июль, 08

Ульяна Ашимова, газета «Время» (г. Петропавловск)

На вопросы журналиста о хитросплетениях в вопросах благоустройства Петропавловска отвечать оказалось некому

Собкор республиканского издания "Время" по Северо-Казахстанской области Ульяна Ашимова вела журналистское расследование о задолженности ГКП "Коммунхоз" перед компаниями, занимавшимся благоустройством Петропавловска. За комментариями она обратилась к руководителю предприятия. Однако руководитель ГКП “Коммунхоз” Жандарбек Айтбаев отвечать на вопросы отказался.

Как выяснила Ульяна Ашимова, многомиллионные долги перед субподрядчиками образовались из-за хитрой схемы распределения госзаказа. Акимат города без конкурса передал деньги "Коммунхозу", у которого в документах числятся только директор и бухгалтер. На вопросы о выборе такого подрядчика мог бы ответить действовавший на тот момент глава города Булат Жумабеков, но он скоропостижно подал в отставку.


Июль, 08

Багдат Асылбек, Радио Азаттык (г. Нур-Султан)

Более 20 журналистов не смогли задать вопросы акиму Алматы

Репортер Радио Азаттык Багдат Асылбек сообщил в Facebook, что 7 июля в столичном офисе Службы центральных коммуникаций около 20 журналистов не смогли задать вопросы акиму Алматы Ерболату Досаеву.

По словам Асылбека, модератор досрочно закончила брифинг с акимом, ссылаясь на окончание телевизионной трансляции. Многие журналисты выразили возмущение организаторам мероприятия и заявили, что госслужащий мог ответить им и после эфира, это обычная практика.

«В условиях, когда госорганы не отвечают, а чиновники убегают в коридорах, такие брифинги - единственная возможность (если не получить, то хотя бы) задать вопросы», - написал журналист в соцсети.


Июль, 08

Манас Кайыртайулы, Радио Азаттык (г. Нур-Султан)

От журналистов Радио Азаттык отделались отписками

Редакция Радио Азаттык провела очередное расследование о многомиллионных владениях экс-президента страны Нурсултана Назарбаева и его семьи.

Во время подготовки материала Азаттык обратился с официальными запросами в Канцелярию Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, фонд Болата Назарбаева, чтобы выяснить, как государственные и другие резиденции в столице, а также территории на Ушконыре, перешли в их собственность.

"Формально нам ответили, однако письма не содержат ответов на конкретные вопросы. В офисе Назарбаева заявили, что «эти вопросы не входят в нашу компетенцию», а в фонде «Саликалы урпақ» подтвердили, что Болат Назарбаев является учредителем, но ограничились перечислением благотворительных акций», - рассказали журналисты.


Июль, 10

Анастасия Новикова, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

В Шымкенте проигнорировали вопрос журналиста на о подорожании подсолнечного масла

Журналист Анастасия Новикова готовила материал для программы «Новости» на телеканале «Отырар» о том, что в стране подорожало подсолнечное масло. Чтобы выяснить причину подорожания, она обратилась в Ассоциацию производителей масложировой продукции РК. Сначала там пообещали прокомментировать ситуацию, но после стали игнорировать журналиста. Получить ответ на интересующий вопрос так и не удалось.


Июль, 11

Майя Шуакбаева, «Первый канал Евразия» (г. Павлодар)

Обещанного ответа павлодарский журналист три недели ждала

23 июня собкор «Первого канала Евразия» по Павлодарской области Майя Шуакбаева направила в Комитет ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства запрос о числе отловленных и отстрелянных за последние три года бездомных животных, сумме средств, выделенных на эти цели, числе нападений собак на людей. Журналист попросила ответить на эти вопросы на видеокамеру для подготовки сюжета. На часть вопросов ответ пришел сразу, на остальные пообещали дать ответ в течение 10 дней. В итоге ответ был получен спустя почти три недели.


Июль, 11

Злата Удовиченко, «Время» (г. Уральск)

Обещать – не значит ответить: ДП ЗКО так и не предоставило информацию журналисту

После получения пресс-релиза от департамента полиции (ДП) Западно-Казахстанской области о задержанной воровской группировке, региональный корреспондент газеты «Время» Злата Удовиченко задала два уточняющих вопроса, так как без них информация была неполной. Сотрудница пресс-службы ДП Дарига Мажитова пообещала ответить «вот-вот», потом попросила подождать еще чуть-чуть. В итоге информацию она так и не дала. Пока З. Удовиченко ждала уточнений от пресс-службы, остальные СМИ выдали пресс-релиз департамента полиции как есть, и заметка потеряла актуальность.


Июль, 11

Злата Удовиченко, «Время» (г. Уральск)

В ЗКО после вопросов журналиста пресс-секретарь перестала выходить на связь

Собкор газеты «Время» по Западно-Казахстанской области Злата Удовиченко обратилась в СПК «Акжайык» с двумя вопросами - сообщить месяц, когда был расторгнут договор между акиматом области и компанией, и сумму, которую компания к тому моменту получила из бюджета. Пресс-секретарь СПК Нурсауле Аткеева обещала ответить в ближайшее время, однако через пару часов попросила написать официальный запрос. Журналистка обратила внимание, что вопросы слишком просты, к тому же являются уточняющими. Пресс-секретарь обещала переговорить с руководством и перезвонить через полтора-два часа. Однако больше на связь не выходила.


Июль, 12

СМИ (г.Актобе)

Пользоваться гугл-переводчикам посоветовали журналистам в РСК Актюбинской области

Руководитель РСК Актюбинской области Асия Нурпеисова выложила в общий журналистский чат релиз на казахском языке о том, какие меры власти региона принимают для борьбы с саранчой, атаковавшей посевы. Когда журналисты попросить Нурпеисову дать релиз на русском, она сказала, что на русском варианта нет. Руководитель РСК предложила недовольным журналистам справляться с переводом самим.

«Я вот через гугл-переводчик перевожу», - ответила Нурпеисова.

На недовольство журналистов Асия Нурпеисова заявила, что она не работник акимата и поэтому претензий к ней быть не должно.


Июль, 12

Анастасия Новикова, 31 канал (г. Шымкент)

В Шымкенте АО «Казахтелеком» не смогло объяснить канцтовары на 7 млн тенге

«Фонд-бюро расследования коррупции» опубликовал данные, что в акционерном обществе «Казахтелеком» на канцелярские ручки, сумки, чемоданы и портмоне было потрачено больше семи миллионов тенге. Корреспондент телеканала Анастасия Новикова обратилась в компанию за комментарием. В АО сначала обещали дать интервью, но затем сообщили, что руководство не утвердило текст для выступления.


Июль, 12

СМИ (г. Нур-Султан)

Журналистам ограничили работу на суде по делу экс-министра здравоохранения Биртанова

Судья Сарыаркинского суда №2 города Нур-Султана Ибрагим Алькенов запретил фото-, аудио- и видеофиксацию судебных заседаний, пожаловались журналисты телеканала 24.kz. Журналисты не могут вести запись даже онлайн-трансляции.

Судья объяснил свое решение тем, что некоторые присутствующие, в том числе журналисты, редактируют, а затем выкладывают записи с суда в социальных сетях, тем самым оказывают воздействие на судью.

«По этой же причине мы не можем сейчас показать кадры судебного заседания или как своё решение объясняет судья Алькенов лично. Представители подсудимых высказались против принятого постановления. Сам Елжан Биртанов заявил отвод судьи, так как Алькенов признал свою зависимость от общественного мнения», - сообщили телевизиощики.

Экс-министр здравоохранения Елжан Биртанов также ходатайствовал о привлечении судьи Алькенова «к установленной законом ответственности за нарушение статьи 158 Уголовного кодекса, часть 2 – воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, за злоупотребления полномочиями председательствующего по делу, систематическое нарушение требования 77 статьи Конституции».

Судья Тойганбаев, рассматривающий ходатайства Биртанова и его адвокатов, «отменил этот запрет и сделал перерыв, чтобы журналисты все же смогли участвовать в заседании суда по рассмотрению отвода судье Алькенова».


Июль, 13

Коркем Усибалиева, телеканал «Отырар» (г. Шымкент)

В Шымкенте рьяный полицейский не пускал съемочную группу освещать забег в честь Дня города

Журналист телеканала «Отырар» в Шымкенте Коркем Усибалиева приехала снимать репортаж о забеге, организованном в честь Дня города. За порядком на спортивном мероприятии следили сотрудники полиции. Один из полицейских отказался пропускать съемочную группу. Представители СМИ показали служебные удостоверения. Однако сотрудник полиции начал повышать голос на журналиста и говорить, что сейчас оформит Коркем Усибалиеву, как нарушителя порядка. Журналистку допустили к освещению забега только после вмешательства пресс-службы Департамента полиции.


Июль, 13

Марина Низовкина, телеканал Atameken Business (г. Шымкент)

Акимат Шымкента не предоставил информацию о строительстве парка за 5,7 млрд тенге

В социальных сетях появилась информация, что акимат Шымкента намерен построить парк за 5,7 млрд тенге. Данный лот был опубликован на сайте государственных закупок. На что именно будет потрачена такая большая сумма денег, журналист телеканала Atameken Business Марина Низовкина решила узнать в управлении внутренней политики. Сначала там пообещали, что о проекте расскажет руководитель другого ведомства – управления строительства А. Рабаев. Но позже и вовсе перестали выходить на связь. Получить данные так и не удалось.


Июль, 11

СМИ (г.Петропавловск)

Журналисты Петропавловска пожаловались на отказы чиновников давать комментарии на камеру

11 июля редакции телеканалов «Хабар 24» и «Первый Северный» обратились в акимат города с просьбой дать видеокомментарий по ситуации с проблемой заселения в новый 72-квартирный жилой дом по ул. Парковая-Порфирьева-Ауэзова-Таштитова. Дом введен в эксплуатацию в октябре 2021 года, однако, работы по благоустройству до сих пор не проведены, а внешние инженерные сети отсутствуют. Информацию с пояснением ситуации руководитель отдела внутренней политики акимата Петропавловска Азат Ибраев направил в общий чат «Сми и пресс-секретари» в мессенджере WhatsApp, однако предоставить спикера для сюжета отказался.

Тележурналисты считают, что в новостном сюжете видеокомментарий сотрудника акимата выглядел бы убедительнее.


Июль, 14

«Вечерний Алматы», МИА «КазТАГ» (г. Алматы)

«Казахтелеком» пригрозил двум СМИ судом за критические статьи

23 июня в «Вечернем Алматы» была опубликована статья «Недобросовестный оператор: «Казахтелеком» занимается сомнительными делами на рынке связи» о том, как редакции газет «Вечерний Алматы» и «Алматы ақшамы» получили услуги интернет-связи в 8 мегабит в секунду по откровенно неадекватным тарифам.

Спустя время собственник издания ТОО «Alatay Aqparat» получила досудебную претензию, в которой АО «Казахтелеком» потребовало опубликовать опровержение распространенных сведений. В противном случае «Казахтелеком» заявил о намерении обратиться в суд.

Такое же досудебное уведомление получила и редакция МИА «КазТАГ», которая процитировала статью «Вечернего Алматы».


Июль 13

Михаил Почтарь (г. Экибастуз)

С владельца Instagramm-аккаунта взыскали 250 тыс. тенге

24 октября 2021 года на страницах "poleznyi_pavlodarets" и "poleznyi_ekibastuzets" в Instagram был опубликован пост под заголовком "А он точно полицейский? Обещал права сделать за 1,5 млн". Пост сопровождался фотографией полицейского. 23 декабря героя этого поста полицейского Мираса Абдугалимова уволили с формулировкой "за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в публикации в отношении него негативного поста в интернет пространстве и повлекшее подрыв в глазах граждан достоинства и авторитета правоохранительной службы, вызвавшее негативный общественный резонанс, проявленную неискренность в ходе служебного расследования", сообщает Ratel.kz.

В марте этого года герой публикации обратился в Экибастузский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к владельцу аккаунта Михаилу Почтарю. Истец потребовал признать распространенные сведения не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию, обязать ответчика опубликовать их опровержение на тех же страницах и взыскать с Почтаря 500 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда, а также судебные расходы.

В свою очередь Михаил Почтарь заявил, что на момент публикации поста страница ему не принадлежала (он потерял сим-карту в 2018 году), доказательством чему может служить тот факт, что публикации на ней выходили даже тогда, когда он находился в спецприемнике. Он просил привлечь в качестве соответчика пользователя под ником @007ekb.

К доводам Почтаря суд отнесся критически и исковые требования экс-полицейского удовлетворил, снизив сумму морального вреда до 250 тыс. тенге. Кроме того, Почтарь должен возместить М. Абдугалимову судебные расходы в размере 181126 тенге.

Решение суда еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано в течение месяца.


Июль, 14

Данат Намазбаев (блогер) (г.Алматы)

В горсуде Алматы началось рассмотрение апелляции по делу известного блогера

В Алматинском городском суде началось рассмотрение апелляционной жалобы по делу казахстанского блогера Даната Намазбаева.

14 марта 2022 г. Д. Намазбаев был осужден на пять лет лишения свободы по обвинению в «пропаганде или публичных призывах к насильственному захвату власти» (ст. 179 УК РК) за два поста в Facebook. В одном из своих постов блогер выступал против коррупции в Казахстане, в другом – против войны в Украине. Об этом сообщило Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности.

Адвокаты осужденного считают приговор незаконным и заявляют о многочисленных процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции, ошибках в психо-филологической экспертизе. По мнению защиты, в действиях Намазбаева полностью отсутствует «призыв» к свержению или захвату власти.

«Мысли, высказанные Данатом в своих постах о возврате награбленного коррупционной элитой, организации Фонда в помощь нуждающимся казахстанцам, суд признал экстремистскими. Абсурдность решения суда в том, что наш президент в своих выступлениях частично затронул те же вопросы, призывая строить Новый Казахстан», - считает супруга осужденного Алия Намазбаева.


Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз»

и информации из открытых источников.


Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой

e-mail: lena@adilsoz.kz


По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться

info@adilsoz.kz



Новости по теме
Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Vazno