Нам угрожают новым законом

Научные исследования, законопроекты, приказы и прочие документы, двигающие вперед или вспять колесо истории, - это не легкое чтиво, они плохо воспринимаются между делом, за чашкой чая. Отчасти еще и поэтому судьбоносные новации осознаются обществом, когда менять в них что-то практически невозможно, остается только набивать шишки и сотрясать жалобами воздух.

Такую участь уготовили нам наши чиновники с будущим законом о СМИ.

21 ноября на XI Медиакурултае  директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и коммуникаций Бекзат Рахимов сообщил:  «Каким он (закон) будет - над этим мы ещё думаем. Мы проводили исследование и сейчас на стадии приёма результатов. Вначале будет межведомственное обсуждение, где мы решим, с каким вариантом выходить к общественности для обсуждения».

Иными словами, планируется технология, прекрасно зарекомендовавшая себя на поправках в закон о СМИ 2017 года:  приятные правительству ученые (не журналисты!) вносят свои предложения, чиновники министерства выбирают из них те, что считают подходящими, затем  межведомственная (чиновная опять же)  комиссия еще раз отсеивает сомнительные новации. Созданный таким образом  итоговый продукт предлагается общественности. Общественность кипит, активничает, ездит за свой счет на рабочие группы министерства. Ее предложения аккуратно вносятся в общий перечень предлагаемых изменений. Этот гроссбух снова передается правительству, то есть его кромсают и дополняют в кабинетных уединениях  всех министерств и ведомств. Следующий акт – нижняя палата парламента с ошалевшими  от вала разнообразнейших законопроектов депутатами. Снова общественники возражают, социально близкий депутатам официальный разработчик законопроекта – МИК РК  - отстаивает свое  детище. Ну а если вдруг стенка на стенку, спорные предложения отсылают… опять же в правительство. Куда, кому конкретно? - пытали мы в прошлый раз депутатов и родное министерство, но те не раскололись. Однако резолюция «правительства в целом» была для голосующих уже свята.  

Чтобы этого не повторилось, чтобы будущий новый закон о СМИ создавался под недреманым оком и при реальном участии общественности, «Адил соз» предложил известному публицисту Вадиму Борейко популярно растолковать широкой публике новации, которые за деньги министерства информации  предлагает близкая министерству группа. Смотрите его анализ на нашем сайте http://www.adilsoz.kz/politcor/show/id/249/parent/2 , в фейсбуке и на странице самого Вадима. Само ученое исследование - http://www.adilsoz.kz/politcor/show/id/242/parent/2

Проблемы, которые обнаружил журналист Борейко, - далеко не всё, что смущает в научном исследовании, которое хотят положить в основу нового закона. «Адил соз» уже писал: «смущают фигуры умолчания о препятствиях в создании СМИ, необоснованных ограничениях и наказаниях, о разорительных компенсациях. Удивляет, что в списке исследованных национальных документов отсутствует Гражданский кодекс РК (не потому ли обойдено вниманием неумышленное причинение морального вреда?)».  А неограниченные сроки исковой давности? А «территория распространения» при регистрация сетевых СМИ? А аккредитация, в конце концов?

Чтобы не махать кулаками после драки, давайте напряжемся сейчас: почитаем рекомендации уважаемых международных организаций, исследования признанных ученых, наработки отечественных неправительственных организаций, например, концепцию проекта Законов Республики Казахстан «О гарантиях свободы слова в Республике Казахстан» и «О средствах массовой информации в Республике Казахстан» (http://www.adilsoz.kz/politcor/show/id/203 ) – и будем предлагать свои нормы.

 

Новости по теме
Закон «О средствах массовой информации», ст. 20: «Журналист имеет право присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста».
05.07.2019
Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Помощь