О совершенствовании законодательства о средствах массовой информации

Работа над проектом  Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», как никогда ранее, велась Министерством информации и коммуникаций в тесном сотрудничестве со средствами массовой информации и неправительственными организациями. Все предложения гражданского сектора вошли в сравнительную таблицу, неоднократно обсуждались на заседаниях рабочей группы и публиковались в открытом доступе.

Несомненным достоинством проекта являются единодушно поддержанные предложения  исключить санкции в виде приостановления СМИ за ошибки в публикации выходных данных и предоставлении обязательных экземпляров, расширение оснований освобождения  от ответственности за публикацию недостоверных сведений, усиление защиты несовершеннолетних.

Другие новации представляются спорными, например, превращение права журналиста проверять достоверность информации в его обязанность. Судебные споры о защите чести и достоинства до сих пор не имеют сроков исковой давности, так что трех дней на сбор документов и других доказательств давней публикации, чтобы определить свое отношение к требованиям  об опровержении, как то предлагает законопроект, явно недостаточно. Более того, требование обязательной верификации всех публикуемых сведений в сочетании с ужесточением условий публикации опровержения может привести к самоцензуре и уклонению прессы от обсуждения острых и актуальных вопросов.

Вряд ли уместны в законе этические стандарты деятельности СМИ, детальная регламентация деятельности пресс-служб государственных органов. Можно и далее дискутировать по ряду  новелл законопроекта. Но все усилия улучшить  действующий закон «О средствах массовой информации»  путем добавлений и изменений не более плодотворны, чем попытки модернизировать и использовать в сельском хозяйстве деревянную соху.

Продекларированная в преамбуле цель нынешнего закона о СМИ - регулировать общественные отношения в области средств массовой информации, установить государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан – почти не имеет отражения в его нормах. Гарантии свободы слова фактически заменены распределительными, надзирающими и карательными функциями государственных органов. Регистрация печатных СМИ давно носит не уведомительный, а разрешительный характер и не соответствует ни одной из рекомендаций авторитетных международных органов. А какое отношение  к общественным отношениям и гарантиям свободы СМИ имеет новое требование публиковать выходные данные строго на последней странице? Изначально написанный чиновниками постсоветской эпохи для своего удобства, нынешний закон по-прежнему воспринимает СМИ не как важнейший общественный институт демократического государства, а как печатный орган властных структур различного уровня.

Принятая в большинстве цивилизованных стран государственная поддержка СМИ как    гарантия    плюрализма    мнений   и   беспрепятственного   потока    разнообразной

информации в интересах общества в нашем законе стала инструментом не очень успешной пропаганды, формы этой поддержки на практике сдерживают творческий рост отечественной журналистики.

Общепризнано, что для укрепления доверия общества к средствам массовой информации в демократическом государстве необходимо гарантировать абсолютную прозрачность в вопросах собственности и здоровую экономическую конкуренцию. Последнее должно включать в себя не только юридические меры по ограничению концентрации и недобросовестной конкуренции, но и организационные меры по содействию децентрализации рынка. Однако никаких антимонопольных ограничений действующий закон не содержит.

Не увенчалась успехом очередная заведомо безнадежная попытка  вписать в действующий закон о СМИ интернет-ресурсы. Интернет – специфическое средство распространения СМИ, а не само СМИ, нельзя предъявлять к сетевым изданиям те же требования регистрации, что и к печатным СМИ, в частности,  обязывать редакции указывать территорию распространения при отсутствии каких-либо территориальных ограничений. 

Закон, рожденный в прошлом веке на основе советских стандартов, нужно переработать принципиально, в соответствии с реалиями и перспективами развития информационно-коммуникационных систем, в духе требований международного демократического сообщества, равноправным участником которого является независимый Казахстан. Надеемся, что эта запланированная министерством информации и коммуникаций работа начнется в ближайшее время в тесном и равноправном партнерстве с гражданским обществом. 

Новости по теме
31 июля Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» в партнерстве с правозащитной организацией ARTICLE 19 проводит в Нур-Султане научно-практическую конференцию «Перспективы и задачи совершенствования информационного законодательства РК».
30.07.2019
Многие годы в Казахстане наблюдаются перманентные препятствия свободе выражения. Как правило, они оправдываются нормами национального законодательства, которое не соответствует международным принципам. Однако события последних месяцев демонстрируют уже эскалацию насилия, целью которой является уничтожение свободных диалоговых площадок, запугивание журналистов и гражданских активистов.
23.07.2019
Будьте в курсе

С нашей рассылкой новостей вы будете в курсе свежих фактов нарушений свободы слова в Казахстане

Альбом
Помощь