1. Общие сведения


2. Убийство журналистов


3. Осуждение к лишению свободы за публичное выражение своих мнений и убеждений


4. Нападения на редакции и работников СМИ


5. Реформирование законодательства


6. Попытки цензуры


7. Обвинения в совершении уголовных преступлений


8. Преследования СМИ и журналистов в гражданско-правовом порядке


9. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности


10. Нарушение права на получение общественно важной информации


11. Нарушение принципа свободного распространения СМИ


12. Препятствия в регистрации СМИ


13. Закрытие и приостановление выпуска СМИ


14. Ограничение доступа к интернет-ресурсам и фильтрация интернет-контента


15. Выводы и рекомендации


 



1. Общие сведения


 

В отчетном году ситуация со свободой слова в Казахстане определялась преимущественно двумя факторами. Казахстан занял пост председателя ОБСЕ, которого добивался с 2007 года, и президенту страны Н. Назарбаеву в честь его 70-летия был присвоен статус Лидера Нации с полным освобождением от какой-либо правовой ответственности за свои действия.

Стремление укрепить демократический имидж на международной арене и одновременно усилить действующий режим власти породили ряд противоречивых действий. Так, в июне 2010 года Казахстаном приняты рекомендации, сделанные Советом по правам человека ООН по национальному докладу, представленному Казахстаном в рамках Универсального Периодического Обзора, в части декриминализации до 2014 года клеветы и оскорбления. Одновременно в июне законом о Лидере Нации в Уголовный кодекс РК введена новая статья 317-1 - «Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации». Перечисленные деяния с использованием СМИ предусматривают наказания от крупного штрафа (от $4 тыс.) до трех лет лишения свободы.

Официальную информацию и точку зрения на состояние и перспективы развития национальных средств массовой информации содержит Постановление правительства Республики Казахстан от 4 августа 2010 года № 795 «О Стратегическом плане Министерства связи и информации Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы», где сказано:

«На текущий момент в республике действуют 3018 единиц средств массовой информации (далее - СМИ). Их структура распределена следующим образом: от общего количества 91% составляют газеты (1873) и журналы (877), 8,5% - электронные СМИ (63 телеканала, 42 радиокомпании, 146 операторов кабельного телевидения и 6-спутникового вещания) и 0,5% - информационные агентства (11). Наибольшую долю среди печатных изданий занимают издания общественно-политической (36%), информационной (32%), научно-аналитической (27%) направленностей. Сегмент негосударственных СМИ стал доминирующим на информационном рынке республики, доля которых составляет 85%. За последние годы произошла значительная тематическая дифференциация информационного поля, созданы и работают крупные медиа-компании. Основными проблемами развития информационного пространства являются: низкий уровень конкурентоспособности отечественной информационной сферы; технологическая отсталость медийной инфраструктуры, в частности, ограниченность радиочастотного спектра как препятствие для дальнейшего развития отечественного телерадиовещания и его тематической дифференциации; отсутствие цифрового телерадиовещания; недостаточное развитие казахстанского сегмента сети Интернет».

Таким образом, проблемы реализации конституционных гарантий свободы слова: трудности в регистрации новых СМИ, избыточная ответственность за нарушения личных неимущественных прав и, как следствие, разорение и закрытие изданий, экономическая и творческая зависимость СМИ от государственных органов, многочисленные нарушения легитимных прав журналистов и другие, - остаются, как и прежде, вне фокуса внимания власти.

Многие государственные служащие и депутаты парламента имеет весьма слабое представление о демократических принципах свободы слова, о чем свидетельствуют их предложения. Так, депутат мажилиса парламента Сагинбек Турсынов в октябре предложил на пленарном заседании нижней палаты создать в республике общественную комиссию, чтобы не допустить пропаганду насилия на ТВ: «Несмотря на то, что в законе «О средствах массовой информации» четко прописано, что выход в эфир телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещается, на телеканалах показывают фильмы со сценами кровопролития, зарубежные фильмы, передачи и видеоклипы эротического характера».

10 декабря в ходе пленарного заседания верхней палаты парламента депутат Толеген Мухамеджанов заявил, что уполномоченные органы должны изучить вопросы информационной безопасности в стране: «Я вам приведу один пример: будучи за рубежом в гостинице, можно посмотреть канал «К плюс», который несет совершенно другую информацию. Непонятно, кто его создал, но этот канал несет негативное информационное освещение всех процессов, которые происходят в нашей стране». Сенатор считает, что закон «О связи» нужно не просто реализовать, «надо его принять как стратегический закон, чтобы эти вопросы отвечали непосредственно вызовам сегодняшнего времени».

В ответ министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев сообщил о том, что министерство разрабатывает законопроект о регулировании деятельности иностранных СМИ в Казахстане: «В ближайшее время мы придем к вам с законом о телерадиовещании, который будет описывать, каким образом должны регулироваться иностранные и казахстанские СМИ».

В июле начальник отдела внутренней политики акимата города Темиртау (Карагандинская область) Татьяна Куринная, собрав представителей местных СМИ, заявила, что акимат очень разочарован тем, какие материалы помещаются в городских изданиях. Поэтому «отныне акимат не будет приглашать СМИ на мероприятия, а будет общаться с редакциями только через пресс-релизы».

Ежемесячный мониторинг ситуации со свободой слова позволяет констатировать, что попытки государственных органов влиять на содержание СМИ продолжаются и усиливаются. Растет зависимость как государственных, так и частных изданий от государственного заказа на освещение действий власти. Усиливается моральное давление. Например, 13 июля аким Ордабасинского района Шокан Кенжиев (Южно-Казахстанская область) провел пресс-конференцию, поводом для которой послужила публикация 8 июня в газете «Рейтинг» «Обманули и Президента, и народ». В ней редактор издания Жандар Кошенов рассказал о проблемах с водоснабжением в Отрарском районе. На пресс-конференцию чиновники привезли и аксакала, слова которого приводятся в публикации, чтобы он публично заявил, что говорил не столь категорично, как написано в статье. При этом аким района признал, что проблемы с водоснабжением в районе остаются.

По словам южно-казахстанских журналистов, это не первый случай, когда критическая публикация становится поводом для проведения пресс-конференции, в ходе которой обвиняют журналистов, выносящих сор из избы.

Ситуацию со свободой выражения наглядно характеризует следующий факт.

Если в прошлые годы в Казахстане главной персоной нон-грата был бывший зять президента Рахат Алиев, то в 2010 году им стал Мухтар Аблязов. В 2002 году он был одним из лидеров оппозиции, очень быстро оказался в тюрьме по обвинению в хозяйственных преступлениях. Затем был помилован, возглавил БТА-банк, снова попал в опалу, но на этот раз не стал дожидаться ареста и эмигрировал.

Мухтар Аблязов из-за границы распространял информацию о хозяйственных преступлениях, которые якобы совершил заместитель председателя правления фонда «Самрук-Казына», председатель совета директоров национальной компании «КазМунайГаз», обладатель миллиардного состояния, по версии журнала «Форбс», зять президента страны Тимур Кулибаев. Оппозиционные СМИ эту информацию публиковали, и Т. Кулибаев обратился в суд с иском о признании не соответствующими действительности сведений, распространенных в СМИ Мухтаром Аблязовым.

Судья Медеуского районного суда Алматы Дана Махметова не просто удовлетворила этот иск, а вынесла определение, которым налагался арест на продукцию газет «Республика», «Голос Республики», «Взгляд», «Курсивъ» и «иные носители информации в бумажном и электронном виде, в которых содержатся сведения, порочащие честь и достоинство Кулибаева Тимура Аскаровича». Было запрещено не только этим, но «другим средствам массовой информации и иным лицам публиковать и распространять» такие сведения. Кроме этого, судом предписывалось приостановить реализацию уже «напечатанной, но не реализованной продукции, содержащей скандальную информацию».

Во исполнение этого определения по всей стране прошли аресты и конфискации газет «Свобода слова», «Голос Республики», «Взгляд» и других. Судебные исполнители, ссылаясь на исполнительный лист Медеуского суда Алматы, изымали из продажи издания за одно упоминание фамилии Кулибаев. Директора типографии «Время-Принт» Елену Бурмистрову привлекли к суду только за то, что типография, в соответствии с договором, отпечатала очередной номер газеты «Свобода слова», где имя и фамилия Кулибаева упоминались совсем в другом контексте. Через месяц судебное решение было отменено по формальному поводу.

Ряд действий правительства позволяют предполагать, что весь год велась серьезная подготовительная работа для дальнейшего усиления государственного контроля над информационным полем страны. Так, летом появилась информация, что Казахстан озаботился внедрением «глушилок»:

«Официальный Лондон одобрил продажу Казахстану оборудования для создания радиопомех. Такую информацию опубликовал сайт www.centralasianewswire.com со ссылкой на официальный отчет британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества о контроле над экспортом стратегических товаров за 2009 год.

Авторы отчета считают, что приобретение оборудования, способного создавать помехи для спутникового сигнала, теле- и радиосигнала, усиливает беспокойство по поводу нарушения прав человека в Казахстане, включая давление на СМИ и свободу слова внутри страны.

Как отмечает департамент прав человека и демократии МИД Великобритании, техническая оценка оборудования показала, что хотя оно и может быть использовано для создания спутниковых помех, технически это трудно осуществить».

В связи с подготовкой к переходу на цифровое вещание органы власти обратили внимание на широкое распространение спутникового телевидения. Наличие в стране около двух миллионов спутниковых «тарелок», принимающих телепрограммы, неподконтрольные государству, побудило правительство под предлогом их сертификации принять меры к ограничению ввоза этого оборудования. Так, в письме вице-министра связи и информации С. Сарсенова в Национальную экономическую палату «Союз Атамекен» сообщается:

«На совещание по вопросу внедрения цифрового вещания на территории Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года, проведенного под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан К.К. Масимова, было поручено заинтересованным государственным органам проработать вопрос целесообразности ограничения ввоза и использования спутникового приемного оборудования, не соответствующего стандартам цифрового вещания.

В связи с этим, в Министерстве было проведено совещание с участием представителей Комитета национальной безопасности, Министерства финансов, индустрии и новых технологий по вопросу определения целесообразности ограничения ввоза и использования спутникового приемного оборудования, не соответствующего стандартам цифрового вещания.

В результате обсуждения участниками были отмечены отрицательное воздействие на окружающую среду, здоровье населения спутникового приемного оборудования «серых тарелок», используемого в настоящее время, а также негативное воздействие на информационное пространство принимаемых телевизионных программ населением. В результате одобрены целесообразность использования приемников, ориентированных на спутник, транслирующий казахстанские программы.

В связи с этим возникает необходимость сертификации спутникового приемного оборудования путем утверждения технических регламентов в целях ограничения ввоза и его использования».

Широкое обсуждение этого документа в СМИ показало, что исследования влияния спутниковых тарелок в стране ни разу не проводились.

Позитивным результатом председательства, возможно, следует считать отсутствие новых фактов осуждения журналистов к лишению свободы за профессиональную деятельность. Однако никто из осужденных ранее журналистов не был выпущен на свободу, никому из них, несмотря на ходатайства, не облегчены условия отбытия наказания.



1. Убийство журналистов


 

Убийств журналистов в 2010 году не зафиксировано. Весь год правоохранительные органы активно вели поиск преступников, убивших в 2009 году кыргызского журналиста Геннадия Павлюка и журналиста портала «Stan.TV» Саята Шулембаева.

16 декабря 2009 года Геннадий Павлюк был обнаружен на козырьке подъезда дома в городе Алматы, без сознания и связанный скотчем по рукам и ногам. 22 декабря, не приходя в создание, он скончался в городской клинике Алматы. Коллеги погибшего высказали предположение, что произошедшее связано с профессиональной деятельностью журналиста. В декабре 2010 года Генеральная прокуратура Казахстана официально уведомила кыргызских коллег о том, что в уголовном деле по убийству журналиста Геннадия Павлюка появились первые обвиняемые. 29 ноября следователь департамента внутренних дел Алматы предъявил бывшему сотруднику Государственной службы национальной безопасности Кыргызстана Алдаяру Исманкулову обвинение по шести статьям Уголовного Кодекса РК. Ему инкриминируют: похищение человека группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, из корыстных побуждений; вымогательство — требование передачи чужого имущества и прав на имущество с применением насилия; убийство лица, заведомо для виновных находящегося в беспомощном состоянии, с особой жестокостью из корыстных побуждений, сопряженное с вымогательством, с целью скрыть другое преступление.

1 декабря Алмалинский районный суд Алматы, удовлетворив ходатайство первого заместителя прокурора города, санкционировал арест А. Исманкулова, приняв во внимание, что тот «обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, является гражданином КР, может скрыться от следствия и суда и продолжать заниматься преступной деятельностью».

Корреспондент информационного видео портала «Stan.kz» Саят Шулембаев и владелец квартиры, в которой журналист арендовал жилье, Шухрат Бакриев, убиты в ночь на 25 декабря 2009 года. 10 ноября на брифинге пресс-секретарь МВД Куанышбек Жуманов сообщил о том, что задержан и помещен в изолятор временного содержания подозреваемый в совершении этого преступления. Это 24-летний приятель владельца квартиры, он пошел на преступление из корыстных побуждений. Версию убийства журналиста в связи с его профессиональной деятельностью в ДВД Алматы исключают.



1. Осуждение к лишению свободы за публичное выражение своих мнений и убеждений


 

Судебных приговоров к лишению свободы в отношении журналистов и работников СМИ в 2010 году не зафиксировано.

Продолжал отбывать наказание собственник и главный редактор газеты «Антикоррупционный вестник» (бывшая «Закон и правосудие») Токберген Абиев. Он был в июле 2008 года приговорен к лишению свободы на срок 3 года по обвинении в даче взятки. Согласно пресс-релизу финансовой полиции, он пытался передать три тысячи долларов ответственному сотруднику Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью за предоставление материалов, компрометирующих работников судебных органов. Данных о чиновнике, которому предназначалась взятка: его фамилия, должность, наказание, - не имеется. Вероятно, предложение продать компрометирующие материалы было ловушкой для редактора.

11 марта 2009 года Сары-Аркинский районный суд г. Астаны вынес Токбергену Абиеву второй приговор. За злостное неисполнение решения суда о возмещении морального вреда он осужден на три года лишения свободы. Основанием для нового приговора стало судебное решение 2008 года, когда Т. Абиев уже был арестован, о взыскании с Т. Абиева и собственника газеты «Закон и правосудие» ТОО «ATS.KZ» пяти миллионов тенге по иску гр. Е. Манаева о защите чести и достоинства.

С 6 января 2009 года находится в местах лишения свободы главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов. Он осужден 8 августа 2009 года к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима по статье 172 ч. 1 и 339 ч.2 УК РК – «Незаконное получение, разглашение государственных секретов, совершенное в группе лиц». Также по решению суда Р. Есергепову в течение двух лет после освобождения запрещено заниматься издательской деятельностью. Поводом для уголовного преследования послужила статья «Кто управляет страной – президент или КНБ?», напечатанная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 г. В этом материале, в частности, была опубликована служебная переписка начальника департамента КНБ по Жамбылской области, генерал-майора Козбасара Нурбекова и председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева. По мнению чекистов, в этих письмах содержались секретные сведения.

Рамазан Есергепов имел право на перевод в колонию-поселение уже с 5 октября 2009 года. Однако многократные ходатайства осужденного и его жены Раушан Есергеповой в 2009 и 2010 годах не были удовлетворены под предлогом того, что осужденный, якобы, «не встал на путь исправления».

30 сентября бывший советник акима Западно-Казахстанской области писатель Алпамыс Бектурганов условно-досрочно освобожден «за хорошее поведение». Он отбыл более одной трети срока наказания.

В июле 2009 года Алпамыс Бектурганов собрал пресс-конференцию, на которой озвучил свои претензии к шефу. Он упрекал акима области Бактыкожу Ихмухамбетова в недостаточной принципиальности в борьбе с коррупцией. Спустя несколько дней после скандальной пресс-конференции Алпамыс Бектурганов был уволен за профнепригодность и прогулы. Следом аким Б. Измухамбетов обратился в суд, обвинив своего бывшего советника в клевете. По этому обвинению 13 августа 2009 года А. Бектурганов приговорен к 1 году лишения свободы и взят под стражу в зале суда. Пока шел судебный процесс, Алпамыса Бектурганова исключили из членов Союза писателей Казахстана, приостановили его членство в местном филиале президентской партии «Нур Отана». 22 сентября 2009 года по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями выразившемся в якобы незаконном получении в 2005 году суммы, эквивалентной 800 долларам США, А. Бектурганов был приговорен к трем годам лишения свободы.

Выйдя на свободу, Алпамыс Бектурганов сообщил, что намерен добиваться реабилитации и будет «всячески стараться обелить свою честь и бороться за возвращение на прежнее место».



1. Нападения на редакции и работников СМИ


 

В 2010 году зафиксировано 20 нападений на редакции и работников СМИ (2009 год – 15).

Большинство нападений совершено на съемочные группы телеканалов в то время, когда журналисты, выполняя редакционные задания, собирали видеоматериал по конфликтным ситуациям.

Типичной является ситуация с нападением на съемочную группу столичного бюро телекомпании «31 канал» - журналиста Жулдыз Толеу и оператора Бауржана Смагулова. В марте они были избиты судебными исполнителями в здании общежития парламента РК.

Журналисты прибыли для подготовки сюжета о принудительном выселении из общежития парламента гражданки Актокты Тусип. Сначала судебные исполнители препятствовали проведению записи. О дальнейшем менеджер ТРК «31 канал» Адильхан Шайков сообщил: «Судебные исполнители – их было человек шесть-семь – потребовали у Жулдыз служебное удостоверение. Она предъявила документ и в ответ потребовала у судебных исполнителей представить их удостоверения. В этот момент они набросились на нее, заломили ей руки за спину и забрали у нее удостоверение. Они также попытались отнять телекамеру у оператора «31-го канала», сбили его с ног, но он телом прикрыл камеру». У Жулдыз порвана одежда, но камера не пострадала. Весь инцидент записали на мобильный телефон активисты движения «За достойное жилье».

В июне собственный корреспондент газеты «Республика» Лариса Чен по заданию редакции находилась в г. Шахтинске Карагандинской области. Она готовила материал о разногласиях местных властей с лидером общественного объединения «Шахтерская семья» Натальей Томиловой. Журналист обратилась с вопросами в местный акимат. Охранник Маулен Аренов не пропустил ее, сославшись на запрет. Лариса потребовала связать ее с заместителями акима и акимом города Шахтинск. Никто из чиновников разговаривать с журналистом не захотел. Когда Лариса делала снимок в коридоре акимата для иллюстрации материала, охранник неожиданно набросился на журналиста и несколько раз ударил ее об стену. Вернувшись в редакцию в шоковом состоянии, Лариса упала в обморок. Ей вызвали «скорую помощь». По позднейшим пояснением исполняющего обязанности командира взвода Государственного управления спецслужбы охраны Карагандинской области Ерик Аскиева, съемка в здании акимата запрещена. Е. Аскиев также пояснил, что журналист (девушка ростом 156 см.) пыталась напасть на двухметрового охранника, и он просто защищался.

Во всех подобных случаях журналисты обращались в правоохранительные органы, но в возбуждении уголовного дела им было отказано «за отсутствием состава преступления».

Отмечено несколько случаев избиения журналистов оппозиционных и независимых газет. Так, в марте в г. Актобе жестоко избит неподалеку от своего дома собственный корреспондент газеты «Свобода слова» по западному региону Игорь Ларра. По мнению редакции, это не случайное хулиганское нападение, а целенаправленная атака на журналиста за его профессиональную деятельность. «Игорь в последнее время подробно освещал забастовку нефтяников в Жанаозене и проблемы, связанные с отечественными и зарубежными нефтедобытчиками региона», - говорится в публикации газеты «Свобода слова». Активные усилия ДВД по поиску преступников результатов не дали.

Обращает на себя внимание, что в течение года дважды нападали на журналистов независимой газеты Актюбинской области «Диапазон»: в мае был избит Юрий Гейст, в декабре он же, а также Николай Сырбов и Максим Токарь. По словам супруги одного из пострадавших, Татьяны Токарь, которая также является сотрудницей «Диапазона», с 1997 года нападали практически на всех корреспондентов этой газеты. Неоднократно поступали угрозы и в ее адрес.

5. Реформирование законодательства

Заступая на пост председателя ОБСЕ, Республики Казахстан имела законодательство и правоприменительную практику в сфере свободы выражения, в значительной степени не соответствующие международным стандартам.

Так, например, Уголовный кодекс РК содержит пять статей, защищающих честь и достоинство граждан в зависимости от занимаемой ими должности. Кодекс «Об административных правонарушениях» насчитывает более сорока самостоятельных составов административных правонарушений в сфере деятельности средств массовой информации. При этом в большинстве случаев в качестве санкций предусмотрены приостановление и прекращение выпуска СМИ, а также конфискация их тиражей, в том числе и за чисто технические недостатки. Например, за непредоставление в установленный срок контрольных и обязательных экземпляров, за нарушение порядка публикации выходных данных и другие. В статье 951 Гражданского кодекса закреплена презумпция виновности СМИ: за распространение недостоверных сведений ответственность наступает независимо от их вины. Суммы взыскания морального вреда и сроки исковой давности не ограничены.

За период председательства ситуация существенных изменений не претерпела, хотя наблюдались некоторые позитивные процессы.

В 2010 году с привлечением международных и национальных общественных организаций и участием депутатов парламента велась работа над созданием проекта первого в Казахстане закона «О доступе к публичной информации». Законопроект предусматривает критерий максимального доступа к информации о работе государственных органов, органов управления и самоуправления, правосудия, легитимизирует устные запросы и предусматривает меры ответственности за необоснованные отказы в предоставлении информации. Экспертиза законопроекта, сделанная Всемирной кампанией против цензуры «Артикль 19», и Заключение БДИПЧ/ОБСЕ по этому документу показывают, что в нем недостаточно учтены международные принципы свободы распространения и получения информации. В 2011 году работу над проектом планируется продолжить. Сроки его принятия перенесены с 2011 на 2012 год.

В конце 2010 года парламент Казахстана принял закон «О дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе». В отношении клеветы, не связанной с обвинением лица в совершении коррупционных преступлений, и оскорбления введен институт административной преюдиции. В ст.ст. 129 (Клевета) и 130 (Оскорбление) внесены изменения. Так, в ч. 2 ст. 129 (распространение клеветы через СМИ) вместо штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев предложено ввести двукратное возмещение материального ущерба, исключено наказание в виде ареста на срок до шести месяцев. Все остальные виды наказаний в форме общественных и исправительных работ, ограничения и лишения свободы оставлены. Предложения журналистской общественности о полной декриминализации клеветы и оскорбления в закон не вошли.

В декабре парламент принял закон о дополнениях и изменениях в Гражданский кодекс РК. Согласно ему, юридические лица будут лишены права требовать возмещения морального вреда в судебных спорах о защите чести и достоинства. Закон должен вступить в силу в случае подписания его президентом в 2011 году.

В то же время остальные правовые новации противоречат принципу свободы выражения и беспрепятственного получения и распространения информации.

В июне законом о Лидере Нации в Уголовный кодекс РК введена новая статья 317-1 - «Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации». Перечисленные деяния с использованием СМИ предусматривают наказания от крупного штрафа (от $4 тыс.) до трех лет лишения свободы.

21 июля министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев подписал приказ «Об утверждении Методики мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан». Ежедневный мониторинг отечественных и зарубежных СМИ должен вестись структурным подразделением местного исполнительного органа. В методике перечислены нарушения законодательства РК, прописанные в законах «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О долевом участии в жилищном строительстве», Кодексе об административных правонарушениях и других. Расписаны действия исполнительных органов в случае выявления различных правонарушений. Фактическое отсутствие в местных органах исполнительной власти необходимого оборудования и квалифицированных специалистов позволяет предполагать, что на практике такому мониторингу будут подвергаться, в первую очередь, оппозиционные и независимые СМИ.

Во второй половине года началась разработка законопроекта «О телерадиовещании». В декабре на Правительственном часе в Мажилисе парламента министр связи и информации Аскар Жумагалиев сообщил, что основные его положения заключаются в мерах по созданию преференций для развития отечественных телеканалов и государственного языка. В частности, законопроектом предусматривается обязательное включение отечественных телерадиоканалов в пакеты операторов кабельного и спутникового вещания в количестве не менее половины от общего числа. Предполагается ввести обязательную регистрацию иностранных телерадиоканалов. Также планируется установить норму не менее 25% времени вещания на государственном языке для кабельного и спутникового вещания.



1. Попытки цензуры


 

Несмотря на прямой конституционный запрет цензуры, по-прежнему наблюдались попытки государственных структур регулировать содержание СМИ.

Причиной тому являются экономическая зависимость редакций от государственного заказа, нежелание собственников СМИ портить отношения с чиновниками, отсутствие правовых документов, регламентирующих взаимоотношения редакции с собственником и редакционную независимость изданий, отсутствие журналистских профсоюзов, государственная информационная политика, ориентирующая СМИ на преимущественное описание достижений власти.

Фиксировать факты цензуры достаточно сложно, потому что документально они, естественно, не оформляются, а журналисты большей частью сообщают о них на условиях анонимности, опасаясь возможных репрессий.

Откровенная цензура существует в государственных изданиях, особенно региональных, где отсутствуют или являются крайне незначительными собственные доходы от рекламы и подписки. Многие районные издания обязаны предоставлять номера газеты перед направлением в типографию в районные акиматы.

Так, начальник государственного учреждения «Аккаинский районный отдел внутренней политики» (СевероКазахстанская область) Рустам Божатов в договоре о размещении государственного заказа, заключенном между возглавляемым им отделом и редакцией районной газеты «Колос», обязал журналистов «обязательно предоставлять проект газеты не позднее каждой среды месяца перед выходом газеты» для утверждения. При этом, по словам северо-казахстанских редакторов, газеты, получившие госзаказ, и без того получают тематический список, согласно которому они работают.

В январе ряд сотрудников общественно-политической газеты «Южный Казахстан» понес дисциплинарные взыскания. Поводом послужило то, что накануне при подготовке номера, в котором печаталось послание президента народу Казахстана, редакция, не дождавшись фотографии главы государства, поставила один из имеющихся в архиве снимков. Уже на следующий день в редакции начались звонки с претензиями из акимата Южно-Казахстанской области и управления внутренней политики. Главному редактору Марине Лимаренко управление внутренней политики акимата вынесло строгий выговор. В свою очередь, редактор наказала сотрудников, работавших над номером: два заместителя редактора – Кенес Исмаилов и Виктор Кремер, ответственный секретарь Екатерина Чирва получили выговоры, дежурному редактору Людмиле Ковалевой объявлено замечание.

В мае дежурные редакторы общественно-политической газеты «Панорама Шымкента» (Южно-Казахстанская область) получили указание из акимата г. Шымкента привозить начальнику отдела внутренней политики города Болатбеку Толегену на согласование все полосы, готовящиеся к печати. Учредителем данного издания является акимат Шымкента.

В отношении независимых изданий применялись «настоятельные рекомендации». Например, весной после появления в ряде СМИ г. Петропавловска материалов о переименовании двух улиц аким города Нуржан Ашимбетов собрал представителей СМИ города. Он попросил их не трогать эту тему, не создавать ажиотаж, поскольку улицы переименованы за счет спонсорских средств и впредь переименований не будет.

Наблюдались претензии к служащим государственных и частных предприятий по поводу несанкционированного предоставления журналистам информации и комментариев.

7. Обвинения в совершении уголовных преступлений

В 2010 году отмечено значительное сокращение фактов уголовного преследования журналистов – 18 против 42 в 2009 г. Зафиксировано 9 обвинений в клевете (2009 год – 44). Значительное снижение по сравнению с предыдущим годом, скорее всего, объясняется председательством Казахстана в ОБСЕ.

Истцами во всех случаях выступали государственные служащие и руководители небольших частных предприятий.

Все зафиксированные судебные процессы закончились мировыми соглашениями или оправдательными приговорами. Тем не менее, сохраняющееся в законодательстве Казахстана право уголовного преследования журналистов за выполнение профессиональных обязанностей и возможность приговоров к лишению свободы объективно являются средством устрашения журналистов и реальным фактором ограничения конституционного принципа свободы слова.



1. Преследования СМИ и журналистов в гражданско-правовом порядке


 

Согласно законодательству Республики Казахстан, решение о закрытии средства массовой информации может приниматься только судом или собственником издания. Однако на практике одним из способов уничтожения газет стало чрезмерное применение судами норм о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда.

Гражданские иски о защите чести и достоинства на практике применяются широко и являются серьезным препятствием для свободы выражения. Они не имеют сроков исковой давности, суммы взыскания морального вреда не регламентированы. Задача ограничения сроков исковой давности по такого рода делам одним годом стоит в Национальном плане действий в сфере прав человека на 2009-2012 годы, однако никакой работы в этом направлении до сих пор не велось.

По данным мониторинга фонда «Адил соз», в 2010 году СМИ и журналистам предъявлено 85 претензий и исков о защите чести и достоинства (против 156 в 2009 году). В 23 случаях истцами выступали юридические лица, в 33 случаях чиновники.

При почти двукратном сокращении числа гражданских претензий к СМИ и журналистам заявленные суммы возмещения морального вреда в совокупности возросли - 2847758 тыс. тенге в 2010 году против 2557616тыс. в 2009-м. Непомерные суммы взыскания морального вреда по таким спорам последние годы приводят к разорению и закрытию независимых и оппозиционных изданий.

На грань разорения в 2010году была поставлена независимая газета Западного Казахстана «Уральская неделя». По иску частного предприятия АО «Тенгизнефтестрой» суд вынес заведомо неисполнимое решение о взыскании с этой газеты 20 млн. тенге (около $140тыс.), что значительно превышало возможности издания. Поводом к иску послужила статья «За ширмой тендера» («Уральская неделя», 6.08.2009 г.) - о том, что еще до объявления тендера на государственный заказ компания «Тенгизнефтьстрой» приступила к осуществлению проекта. Истец этого факта не отрицал, но объяснял на судебных заседаниях, что досрочная реализация проекта имела намерением продемонстрировать возможности предприятия. Судебные исполнители уже арестовали счета газеты и описали имущество, когда истец отказался от материальных претензий к этому СМИ. Стоит добавить, что независимая редакционная политика «Уральской недели» из года в год порождает много претензий от государственных структур и частных предприятий по породу защиты чести, достоинства и деловой репутации. В 2009 году этой газете было предъявлено шесть исков на общую сумму 120 млн. 800 тысяч тенге. Большая часть исков подана на публикации, освещающие распределение бюджетных средств, выделенных на строительство социальных проектов региона.

В конце года по иску врача к оппозиционной газете «Взгляд» суд первой инстанции вынес решение о взыскании 15 млн. тенге, что означает разорение и закрытие издания.



1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности


 

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста по законодательству Казахстана влечет уголовную и административную ответственность. Однако более чем за десять лет ведения мониторинга фонд «Адил соз» не зафиксировал ни одного факта возбуждения подобного рода дел.

В 2010 году зафиксировано 46 фактов прямого воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. Значительно число составляют инциденты, в основе которых лежат правовой нигилизм чиновников, незнание низшими звеньями силовых ведомств и охранных служб законных прав СМИ и журналистов.

Так, в январе начальник коммунального дорожно-эксплутационного предприятия г. Уральска Мурадым Джанибеков пригласил корреспондента газеты «Диапазон-Уральск» Людмилу Русланову на предприятие, чтобы показать ей новую снегоуборочную технику. Во время интервью в кабинет Джанибекова вошел начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства акимата Уральска Булат Амиргалиев и в категоричной форме потребовал, чтобы журналист покинула территорию предприятия, напомнив об указании акимата города, которым запрещено встречаться с журналистами без согласования с отделом внутренней политики.

Существенная часть конфликтов вызвана нежеланием чиновников и предпринимателей предать огласке факты, негативно характеризующие их деятельность. Например, 21 октября корреспондент еженедельника «Наша Газета» (г. Костанай) Ольга Горай и фотокорреспондент того же издания Николай Соловьев прибыли на встречу представителей Костанайского горакимата с жителями города по поводу застройки, которая проводится в массиве жилых домов с нарушением норм. На встречу их не пропустили, представитель Департамента внутренних дел сообщила, что это закрытое совещание. Когда журналисты возразили, что встреча с населением не может быть закрытой для прессы, и попытались пройти, работники акимата и охранники выстроились в линейку и перекрыли дорогу в зал, где проходило мероприятие.

17 сентября собственный корреспондент газеты «Время» по Южно-Казахстанской области Зауре Мирзаходжаева приехала в село Старый Икан по письму его жителей, которые жаловались на самоуправство местного акима Даныша Манатова. По всему маршруту за автомобилем журналиста следовала машина. Всякий раз, когда Зауре останавливалась на улицах села, чтобы пообщаться с местными жителями, из сопровождавшей машины выходили люди и подходили вплотную, оказывая психологическое давление. Сельчане замыкались и старались отвечать на вопросы журналистов однозначно.

Наиболее серьезные препятствия журналисты испытывают при освещении акций общественного протеста. 17 марта автомашину, в которой находились журналисты видеопортала Stan.kz и газеты «Голос Республики», направлявшиеся в п. Жанаозен (Мангистауская обл.) для освещения забастовки нефтяников, остановили сотрудники дорожной полиции. После проверки документов водителя полицейские неправомерно потребовали документы у съемочной группы видеопортала Stan.kz - репортеров Татьяны Ковалевой, Азамата Есбергенова, оператора Токмолды Кусаинова и журналиста газеты «Голос Республики» Жанны Байтеловой. При этом сами работники дорожной полиции представиться отказались. Затем, без приглашения понятых и предъявления каких-либо документов, был произведен досмотр автомашины. В багажнике находились только штатив и телекамеры. Не предъявляя обвинений и без составления протокола об административном правонарушении, полицейские принудительно доставили водителя и журналистов в УВД г. Актау. Когда съемочная группа снова выехала на трассу в Жанаозень, их обогнал автомобиль ВАЗ 2101, который намеренно создал аварийную ситуацию. Автомобиль с журналистами вынужден был остановиться. Через несколько минут прибыли полицейские на трех машинах. Действиями полицейских руководили командир батальона полиции Айгараков, заместитель начальника УДП полковник Амангельды Елеупаев, заместитель начальника дорожной полиции г. Актау Нуржан Махмутов, а также начальник УВД г. Актау полковник Амангельды Досаханов. Они вновь попытались доставить съемочную группу в УВД г. Актау. В итоге только на следующий день журналистам удалось добраться до Жанаозеня и приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей.

По мнению сотрудников изданий, действия полиции были направлены на то, чтобы принудить журналистов отказаться от распространения информации о забастовке нефтяников в Жанаозене (полицейские заявили о якобы имеющихся в полиции заявлениях от трех участников забастовки с требованием оградить их от журналистов). По этому поводу главный продюсер Stan.kz Александр Габченко обратился к Генеральному прокурору РК К. Мами и министру внутренних дел С. Баймагамбетову с заявлением о привлечения к ответственности причастных к данному инциденту сотрудников дорожной полиции. 7 апреля в Stan.kz по факсу пришел ответ из ДВД Мангистауской области об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников дорожной полиции за отсутствием события преступления.

Ни в одном из зафиксированных случаев уполномоченные государственные органы не встали на защиту законных прав журналистов.



1. Нарушение права на получение общественно важной информации


 

Отказы и ограничения в предоставлении общественно значимой информации по-прежнему составляют самый большой пласт нарушений прав журналистов и СМИ. В 2010 году зафиксировано 368 таких факта. В реальности их количество значительно больше.

Как правило, журналистам отказывают в предоставлении информации без объяснения причин или ссылаясь на занятость, на отсутствие компетентных специалистов, необходимость получить разрешение руководства. Зачастую от журналистов требуют письменный запрос на предоставление информации, а письменные запросы оставляют без ответа или ограничиваются формальными отписками. Практически во всех зафиксированных случаях чиновники таким образом утаивали информацию, негативно характеризующую то или иное ведомство и вызывающую общественный интерес.

5 января корреспондент газеты «Диапазон-Уральск» Злата Удовиченко обратилась в Западно-Казахстанский департамент агентства по регулированию естественных монополий с просьбой предоставить информацию о заявках коммунальных предприятий по повышению тарифов на свои услуги. Однако сотрудник департамента Бибигуль Хамидулина отказала журналисту в информации, объяснив, что не может общаться с журналистами без разрешения своего начальства.

В феврале представители АО «Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания» провели в Усть-Каменогорске пресс-конференцию по поводу регулярных отключений электроэнергии в городе. После ее окончания журналист областной газеты «FLASH!» Алексей Божков обратился к президенту энергетической компании Лидии Филимоновой. Та вначале поинтересовалась, кто к ней подошел, а затем отказалась отвечать на вопросы: «Вы же никогда правды не пишите! Поэтому я не вижу смысла что-либо рассказывать. Все искажаете. Все вверх тормашками…».

В марте собкор газеты «Караван» по Северо-Казахстанской области Инна Лопатко обратилась в управление образования области с просьбой рассказать, получают ли школьники дополнительное питание в виде молока и меда, о чем ранее заявляло руководство Северо-Казахстанской области. Несмотря на многочисленные обращения, получить какую-либо информацию по этому поводу журналисту не удалось.

Несмотря на то, что п.2 ст. 18 Закона «О средствах массовой информации» предписывает: «Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан», мониторинг регулярно фиксирует факты ограничения в доступе к информации по признаку формы собственности.

Так, в январе на пресс-конференцию по разъяснению судебной реформы и заседание с участием районных судов, проводимые судом Западно-Казахстанской области, были приглашены только представители государственных СМИ. Когда журналисты частных изданий обратились в пресс-службу областного суда, пресс-секретарь Амангельды Шахин сообщил, что оба мероприятия по решению руководства суда проводились без участия негосударственных СМИ: «Конференц-зал, в котором проходили оба мероприятия, не позволяет вместить всех журналистов. Поэтому мы пригласили только государственные СМИ».

Попытки журналистов защитить свое право на получение информации в судебном порядке редки и не очень удачны. Так, в сентябре газета «Central Asia Monitor» обратилась с исковым заявлением в экономический суд г. Астаны с требованием обязать АО «ФНБ «Самрук-Казына» предоставить информацию по запросам журналистов. С ноября 2009 года редакция газеты направила в адрес ответчика более пяти запросов, в которых запрашивала общественно значимую информацию. Однако ответчик не предоставил информацию и не дал мотивированного отказа. В суде ответчик иск не признал, считая, что своим письмом от 11.05.2010 г. (ответ на досудебную претензию редакции) он предоставил информацию. Суд с его позицией согласился.



1. Нарушение принципа свободного распространения СМИ


Согласно закону «О средствах массовой информации», распространение продукции средства массовой информации «осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами». Принуждение к подписке на издания является нарушением принципа беспрепятственного получения и распространения информации, соблюдать который Казахстан обязался в силу ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах. Однако факты принуждения наблюдаются из года в год повсеместно.

Характерной является ситуация в Актюбинской области. В конце 2009 года более 130 учреждений, организаций и предприятий Хромтауского района Актюбинской области получили разнарядку акимата района на оформление индивидуальной подписки на периодику. Согласно документу, подписанному акимом района Жеткергеном Оралмагамбетовым, работники этих предприятий должны подписаться на 17 изданий – «Казахстанская правда», «Актобе», «Тан Шолпан», «Ана тили», «Экономика», «Дала мен кала», районная газета «Хромтау» и другие. В январе на запрос частной газеты «Диапазон» о законности подписки по разнарядке заместитель прокурора Актюбинской области Жаилхан Мухамедьяров ответил, что действия должностных лиц акимата Хромтауского района незаконны, в дисциплинарный совет направлено представление об ответственности ряда лиц за совершение коррупционного правонарушения.

В конце января на дисциплинарном совете Агентства РК по делам государственной службы Актюбинской области по представлению прокуратуры области рассматривались факты принудительной подписки на периодические издания. По мнению члена дисциплинарного совета, директора двух газет областного акимата Мейрхана Акдаулетулы, ничего «криминального» в принудительном чтении нет: «Мы должны даже заставить этот народ, которого портит кто попало, заставить мы должны, чтобы они читали вот эти газеты! (…) Есть у нас официальная политика, мы обслуживаем эту политику. Я акима области даже попросил: «Елеусин Наурызбаевич, помогите нам». В итоге дисциплинарный совет попросил прокуроров быть внимательнее. А акимам и руководителям некоторых изданий пожелал успехов в работе. В конце года, в период очередной подписной кампании ситуация повторилась.

Принуждение к подписке на государственные газеты зафиксировано в ряде других областей Казахстана. Так, в ноябре на селекторном совещании с акимами районов Акмолинской области аким области Сергей Дьяченко потребовал, чтобы план по подписке на газеты «Казахстанская правда» и «Егемен Казахстан» был выполнен на 100 процентов: «Это для нас приоритет». По подписке на областные государственные СМИ («Акмолинская правда», «Арка ажары»), по которым план с начала подписной кампании еще не был выполнен, С. Дьяченко дал поручение акимам районов усилить работу на местах.

В отношении независимых и оппозиционных изданий наблюдались факты обратного порядка – незаконные ограничения в распространении газет.

Так, в марте судебные исполнители наложили запрет на реализацию тиражей газеты «Республика – деловое обозрение». Поводом стало судебное решение 2009 года о выплате газетой 60 млн. тенге компенсации морального вреда по спору о защите деловой репутации банка БТА. Издание предлагало продолжить выпуск газеты и полученные от реализации средства направлять на погашение долга, однако суд этого не разрешил.

В октябре корреспондент газеты «Голос Республики» Алла Злобина выясняла, почему в Уральске трудно купить свежий номер этого издания. Как рассказали журналисту владельцы газетных киосков, их убедили «люди в штатском», что продажа газеты запрещена на территории всего Казахстана и печатают ее… подпольно. А тем, кто осмелится ее продавать, грозит увольнение. Алла Злобина обратилась за разъяснением к начальнику управления внутренней политики Западно-Казахстанской области Тлеку Имашеву. Он сказал, что «первый раз слышит об этом и никакого отношения к запрету не имеет». Однако, как отмечает журналист, восемь киосков, в том числе и киоски «Казпочты», отказались реализовывать газету. Продавцы, которые там работают, признались, что им пригрозили увольнением.

К разряду необоснованны препятствий к распространению этой газеты следует отнести издательскую блокаду. С осени 2009 года «Голос республики» тиражируется в редакции на офисном оборудовании и поступает к читателям в усеченном формате, страницы каждого номера сотрудники скрепляют вручнустеплером. Все типографии Казахстана отказываются ее печатать. Редакция готова выпускать газету любого удобного для типографии формата, печататься в любой свободный день недели и время суток и даже обеспечить тираж своей бумагой и краской. Ради эксперимента сотрудники редакции, называя другие издания, обращалась в различные типографии и получали согласие на печать тиража. Однако, как только произносилось слово «Республика», все типографии говорили, что принять заказы не могут ни на каких условиях.

Косвенным подтверждением редакционного мнения, что издательскую блокаду организовали властные структуры, может служить мартовское интервью с советником Президента по политическим вопросам Ермухаметом Ертысбаевым, в котором он сказал: «Вообще газета и информационный портал «Республика» всю свою информацию строят по принципу «из достоверных источников стало известно», «в коридорах власти говорят», «одна баба сказала» и т.д. Такие СМИ, которые строят свою политику на тотальной лжи, сами себе создают проблемы. Неудивительно, что ни одна типография не желает печатать газету «Республика».



1. Препятствия в регистрации СМИ


 

Регистрации любого средства массовой информации, издающегося на территории республики, является обязательной. Процедуру регистрации и перерегистрации осуществляет государственный уполномоченный орган. Условия регистрации детально расписаны в законе «О средствах массовой информации», тем не менее, процедуру регистрации нельзя назвать прозрачной.

Реестр зарегистрированных СМИ нигде не опубликован, что создает почву для злоупотреблений и позволяет под ложными предлогами отказывать в создании нового СМИ. Так, в 2010 году ряду претендентов в Западно-Казахстанской области было отказано в регистрации газет «Уральская неделя плюс» и«Бизнес-класс» на том основании, что издания с такими названиями уже существуют. В действительности СМИ с такими названиями в Западном Казахстане нет. Подобные факты наблюдаются из года в год.

В 2010 году продолжилась, но так и не получила своего завершения эпопея с перерегистрацией газеты «Моя республика».

В октябре 2009 г. собственник газеты «Моя республика». решил перерегистрировать ее с ежемесячного на еженедельное издание. Для этого были поданы соответствующие документы в Министерство культуры и информации. В течение 15 дней министерство должно было произвести переучет, однако этого не произошло. Через месяц выяснилось, что сотрудник министерства, принявший документы, их потерял. До конца года издание неоднократно отправляло документы в министерство, но безрезультатно. В декабре 2009 г. собственник газеты обратился в Специализированный межрайонный экономический суд Астаны с иском к Комитету информации и архивов Министерства культуры и информации в связи с его неправомерным бездействием по переучету издания.

Специализированный межрайонный экономический суд удовлетворил иск в части признания незаконным бездействия Комитета информации и архивов. Следом городской суд Астаны в апелляционной инстанции оставил это решение без изменений, дополнительно обязав Комитет информации и архивов рассмотреть заявление ТОО «АДП ЛТД», собственника газеты «Моя республика», о переучете издания. Однако министерство связи и информации подало кассационную жалобу, а прокурор города Астаны В. Корчагин - кассационный протест на это решение. Прокурор потребовал, чтобы газета сама восстановила свидетельство о регистрации издания, утерянное работниками Министерства. В мае 2010 года по протесту прокурора апелляционная коллегия суда г. Астаны отменила решение суда первой инстанции в части, обязывающей Министерство культуры и информации принять меры к соблюдению прав собственника газеты «Моя республика». С тех пор собственник газеты дважды подавал документы на перерегистрацию издания правопреемнику Министерства культуры и информации — в Министерство связи и информации. Однако, несмотря на то, что судебное решение о признании незаконным бездействия этого уполномоченного государственного органа в части перерегистрации газеты «Моя республика» остается в силе, ситуация не изменилась.



1.  



1.  



1. Закрытие и приостановление выпуска СМИ






 

Статья 13 Закона РК «О средствах массовой информации» устанавливает, что закрытие и приостановление СМИ возможно только по решению суда или собственника. Но ст. 10 этого же закона дает уполномоченному органу право признавать утратившим силу свидетельство о постановке на учет СМИ, то есть фактически закрывать печатные СМИ по собственной инициативе, в случае, если перерыв в выпуске составляет три и более месяцев. Именно так, по приказу председателя комитета информации и архивов была закрыта газета «Алма-Ата Инфо».

В октябре 2009 года заместитель редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Раушан Есергепова обратилась в Комитет информации и архивов с просьбой о приостановлении издания в связи с арестом и осуждением на три года лишения свободы главного редактора газеты Рамазана Есергепова и возникшими в этой связи финансовыми трудностями. В январе 2010 года Р. Есергепова обратилась в Комитет с вопросом о судьбе своего заявления. В конце февраля Комитет информации и архивов ответил: «Согласно требованиям п.5 ст.10 Закона РК «О средствах массовой информации», периодическое печатное издание «Алма-Ата Инфо» было снято с учета средств массовой информации в уполномоченном органе по приказу председателя Комитета №126 от 3 ноября 2009 года».

По тем же основаниям была закрыта газета «Город 326» (г. Тараз, Жамбылская обл.). 2 февраля жильцы соседнего дома принесли в редакцию газеты приказ председателя Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации РК Б. Омарова и копию письма в это министерство начальника управления внутренней политики акимата Жамбылской области Рахии Турмаханбетовой. Согласно этим документам, свидетельство о постановке на учет издания признано утратившим силу. Основанием для аннулирования свидетельства названо нарушение газетой периодичности выпуска.

«Город 326» издается с июня 2005 и является еженедельным изданием. Из-за финансовых трудностей с марта 2009 года газета с помощью своих подручных средств, с периодичностью раз в три месяца, выпустила три номера тиражом по 50 экземпляров. Бесплатные экземпляры этих номеров были вовремя переданы в администрацию городского и областного акиматов в обычном порядке.

По мнению главного редактора издания Альберта Жигеря, действия Р. Турмаханбетовой можно расценить как «сомнительный повод, чтобы закрыть единственный городской еженедельник, позволяющий себе критику работы и политики, проводимой новым акимом Жамбылской области г-ном Бозумбаевым».

Одна из многочисленных запретительных норм Кодекса об административных правонарушениях РК стала основанием для судебного приостановления газеты «Земля и люди» (г. Уральск, Западный Казахстан). Поводом для иска послужила статья «Наследственный дом Лариных, или куда подевалась детская доля», в которой был опубликован фрагмент частного письма С. Лариной, адресованного матери. Суд согласился с доводами истца, что журналист газеты «Земля и люди» Екатерина Макеева, опубликовав письмо без согласия автора и получателя, нарушила тайну частной переписки.

14. Ограничение доступа к интернет-ресурсам и фильтрация интернет-контента

Продолжилось ужесточение правового регулирования казахстанского сегмента сети интернет.

В марте Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи утвердило новые «Правила распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет». Из них была исключена норма о приостановке веб-сайтов, чьи сервера располагаются за пределами Казахстана. За предыдущие пять лет на основании этого пункта правил было приостановлено действие домена www.kub.kz и ряда других оппозиционных сайтов.

Однако в сентябре созданное вместо расформированного Агентства по информатизации и связи Министерство связи и информации приняло новые «Правила регистрации, пользования, распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет», в которых восстановлено обязательное требование к интернет-серверу - нахождение на территории Республики Казахстан.

Массовых судебных блокировок в соответствии с принятым в 2009 году законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» не наблюдалось. Ограничение доступа к интернет-ресурсам происходило, как и в предыдущие годы, во внесудебном порядке.

Продолжились внесудебные блокировки сайтов, которые размещают критическую информацию в отношении высших представителей власти страны. Это, в частности, сайт оппозиционного телеканала К+: http://www.kplus-tv.net, общественно-политический сайт http://www.eurasia.org.ru. Недоступен блог-сервис Google Blogger www.blogspot.com и ряд сайтов, имеющих с ним общие ip-адреса.

С начала 2010 года мониторингом интернет-ресурсов, проводимым Управлением по защите авторских прав криминальной полиции МВД, выявлено 125 интернет-ресурсов, на которых размещена противоправная информация. 63 из них располагаются в зоне .kz. Большинство нарушений связаны с распространением контрафактной продукции. Эти интернет-ресурсы закрыты провайдерами по представлению МВД.

Причастность к блокировке сайтов общественно-политической направленности власть во всех случаях отрицала.

Неоднократно прекращался доступ с территории Казахстана к интернет-ресурсам газеты «Республика». Так, 29 апреля реакция сообщила, что провайдер «Казахтелеком» заблокировал внутри Казахстана интернет-портал «Республики» (http://www.respublika-kaz.info, http://www.respublika-kz.info, http://www.respublika-kaz.net) и сайт газеты «Голос Республики» (http://www.respublika-kz.biz, http://www.respublika-kz.com и http://www.respublika-d2.com).  Никаких предупреждений или извещений от казахстанского провайдера или других организаций по поводу блокировки редакция не получала.

В июне интернет-пользователь из г. Караганды Сергей Расов направил запрос в компанию-провайдер AsiaBell. Он интересовался, почему у него нет доступа к ряду Интернет-ресурсов. Расов получил ответ по телефону и по электронной почте, который опубликован на Интернет-портале «Республика»: «Ответ на ваш запрос по заявке № TT33138. По информации от нашего провайдера, такие сайты, как: www.ferghana.ru, www.centrasia.ru, respublika-kaz.info, livejournal.ru, закрыты КНБ. С уважением AsiaBell».

В мае участники кампании «За свободный Интернет» из 15 областей Казахстана, городов Астана и Алматы в подали в общей сложности более 120 исков к Министерству связи и информации РК. Поводом к искам послужило ограничение доступа к ряду интернет-ресурсов. В исках сообщается, что с октября 2008 года казахстанцы не имеют прямого доступа к популярной блог-платформе «Живой Журнал» (http://www.livejournal.com), около полугода для них недоступна блог-платформа «Блоггер» (http://blogspot.com) и более трех недель - форум-партнер портала «Республика» (http://comment-resp.com), хотя не было решений собственников или суда о закрытии этих веб-ресурсов. Истцы считали, что Министерство связи и информации, на которое законодательно возложены полномочия по государственному и техническому надзору и контролю в области связи, не предпринимает никаких мер по восстановлению конституционных прав пользователей на свободное получение информации, и требовали прекратить блокировку этих ресурсов. В большинстве случаев суды отказали в рассмотрении исков, в других – рассмотрев, отказали в удовлетворении требований.

20 декабря на сайте www.inosmikz.org («Обзор иностранной прессы c А.Тажутовым») опубликовано заявление редакции о том, что этот ресурс был заблокирован 15 декабря с 11:00 до 17:00. Редакция связывает блокировку с запланированной публикацией статьи Аккали Коптлеуова «Н. Назарбаев — сын своего времени», которая была приурочена к Дню Независимости Республики Казахстан.

 

13 ноября разблокирована блог-платформа «Живой журнал», которая была заблокирована в течение двух лет из-за открытого там блога бывшего зятя президента Рахата Алиева.

15.Выводы и рекомендации

Обобщая ситуацию, можно констатировать, что в год председательства в ОБСЕ Казахстан не проявил политической воли для упрочения свободы слова в соответствии с международными демократическими стандартами и собственной Конституцией. Незначительные позитивные изменения в законодательстве не сняли основных проблем в сфере деятельности средств массовой информации. Права журналистов и общества в целом на беспрепятственное получение и распространение информации ограничены как на практике, так и законодательно. Правовая система защиты личных неимущественных прав гипертрофирована в ущерб реализации конституционного права на свободу слова.

Для реального приближения ситуация со свободой слова в Казахстане к международным стандартам, сформулированным в ратифицированных Казахстаном Международном пакте о гражданских и политических правах и ряде других документов, представляется необходимым в качестве первоочередных мер:



1. Освободить из заключения журналистов, осужденных к лишению свободы в связи с выполнением своей профессиональной деятельности;


2. В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями Совета ООН декриминализировать клевету и оскорбление;


3. В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009 – 2012 годы законодательно установить сроки исковой давности по делам о защите чести и достоинства;


4. В соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации», согласно которому СМИ может быть закрыто только по решению собственника или суда, регламентировать суммы компенсации морального вреда в судебных спорах о защите личных неимущественных прав с тем, чтобы исключить возможность разорения и закрытия СМИ в результате взыскания сумм, превышающих возможности СМИ;


5. Ограничить судебное приостановление и закрытие СМИ только исключительными случаями, предусмотренными Конституцией. Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, приведя административные наказания за процедурные нарушения законодательства в соответствие с тяжестью нарушения. Исключить арест и конфискацию тиража и приостановление деятельности средства массовой информации в качестве наказания за процедурные нарушения как противоречащие международным стандартам и Конституции Казахстана.


6. Продолжить работу по совершенствованию законопроекта «О доступе к информации». Вопросы, касающиеся распространения общественной информации, должны быть детально расписаны в законодательстве. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены в соответствии с принципом преобладания общественного интереса.


7. Использовать потенциал государственных полномочий для защиты законных профессиональных прав журналистов и средств массовой информации во всех случаях их нарушения. 

[bookmark: _GoBack]
Тамара Калеева,

президент Международного фонда

защиты свободы слова «Адил соз»
