Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих)
О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и
правил поведения государственных служащих Республики Казахстан
В целях повышения требований к морально-нравственному облику и деловым
качествам государственных служащих ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.
Утвердить прилагаемые:
1) Этический кодекс государственных служащих Республики
Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих);
2) Положение об уполномоченном по этике.
2. Признать утратившими силу некоторые указы Президента
Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу.
3. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2016
года и подлежит официальному опубликованию.
Президент
Республики Казахстан
Н.Назарбаев
Астана,
Акорда, 29 декабря 2015 года
№ 153
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Республики Казахстан
от
29 декабря 2015 года
№ 153
Этический кодекс государственных служащих Республики
Казахстан
(Правила служебной этики государственных служащих)
1. Общие положения
1.
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны
общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому
облику государственных служащих.
Общество рассчитывает, что государственные служащие будут
вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую ими профессиональную
деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине - Республике
Казахстан.
Государственные
служащие в своей деятельности должны быть привержены политике Первого
Президента Республики Казахстан –
Лидера Нации Нурсултана Назарбаева и последовательно проводить ее в жизнь.
2.
Настоящий Этический кодекс государственных служащих
Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих)
(далее - Кодекс) в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан от 23 ноября 2015
года «О государственной службе Республики Казахстан», от 18 ноября 2015 года «О
противодействии коррупции», общепринятыми морально-этическими нормами
устанавливает основные требования к морально-этическому облику государственных
служащих, а также базовые стандарты их поведения.
Кодекс
направлен на укрепление доверия общества к государственным органам,
формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и
предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
3. Руководители
государственных органов, в центральных исполнительных органах - ответственные
секретари центральных исполнительных органов или должностные лица, на которых в
установленном порядке возложены полномочия ответственных секретарей центральных
исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответственных секретарей
центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц - руководители
центральных исполнительных органов обеспечивают исполнение требований
настоящего Кодекса, размещение текста настоящего Кодекса в зданиях
государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.
4. Государственный
служащий в трехдневный срок после поступления на государственную службу должен
быть в письменной форме ознакомлен с текстом настоящего Кодекса.
2. Общие стандарты поведения
5.
Государственные служащие должны:
1)
способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального
согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам,
традициям и обычаям народа Казахстана;
2) быть
честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические
нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и
корректность;
3) обеспечивать законность и справедливость принимаемых
ими решений;
4)
обеспечивать прозрачность принятия решений,
затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
5) противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства,
препятствующим или снижающим
эффективность функционирования государственных органов;
6)
повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного
исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики
Казахстан ограничения и запреты;
7)
своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны
общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную
критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;
8) не
использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность
государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при
решении вопросов личного характера;
9) не
распространять сведения, не соответствующие действительности;
10)
обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно
и только в служебных целях использовать вверенную государственную
собственность, включая автотранспортные средства;
11)
неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и
качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно
использовать рабочее время;
12) на постоянной основе принимать меры по повышению
качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы
населения как потребителя государственных услуг;
13) не допускать
совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена
дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.
14)
соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.
Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных
обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного
аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность и аккуратность.
6.
Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные
с ним возможности в интересах общественных
и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для
пропаганды своего отношения к ним.
Государственные
служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто
демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных
служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений,
других некоммерческих организаций.
3. Стандарты поведения во внеслужебное время
7.
Государственные служащие во внеслужебное время должны:
1)
придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев
антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое
достоинство и общественную нравственность;
2)
проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное
положение при получении соответствующих услуг;
3) не допускать со своей
стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на
общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других
граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.
4. Стандарты поведения в служебных отношениях
8.
Государственные служащие в
служебных отношениях с коллегами должны:
1)
способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и
доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества;
2)
пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной
этики со стороны других государственных служащих;
3)
воздерживаться от обсуждения личных и
профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе;
4) не
допускать действий (бездействия),
препятствующих выполнению коллегами их должностных обязанностей.
9.
Руководители в отношениях с
подчиненными служащими должны:
1) своим
поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству
личности;
2) обеспечивать соблюдение принципов меритократии, при решении
кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и
личной преданности;
3) проявлять справедливость и
объективность при оценке результатов их
деятельности,
а также применении мер поощрения и взысканий;
4)
принимать меры, направленные на охрану труда, здоровья, создание безопасных и
необходимых условий для эффективной деятельности, а также создание
благоприятной морально-психологической атмосферы, исключающей любые формы
дискриминации и посягательств на честь и достоинство служащих;
5) не
использовать служебное положение для оказания влияния на их деятельность при
решении вопросов неслужебного характера;
6) не принуждать к совершению противоправных
поступков, а также поступков, не совместимых с общепринятыми
морально-этическими нормами;
7) не
допускать по отношению к ним необоснованных обвинений, фактов грубости,
унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения.
10. Государственные служащие, занимающие нижестоящие должности,
должны:
1) при выполнении поручений руководителей представлять только
объективные и достоверные сведения;
2) незамедлительно доводить до сведения руководства и
уполномоченного по этике о ставших им
известными случаях нарушений норм служебной этики и дисциплинарных проступках,
дискредитирующих государственную службу;
3) не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению
правомерных поручений руководителя;
4) не
допускать в отношении руководства проявлений личной преданности, стремления к
получению выгод и преимуществ за счет их должностных возможностей.
5. Стандарты поведения, связанные с публичными
выступлениями, в том числе в средствах массовой информации
11.
Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа
осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами
государственного органа.
Государственные
служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета
государственной службы.
12.
Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам
государственной политики и служебной деятельности, если оно:
1) не
соответствует основным направлениям политики государства;
2)
раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;
3)
содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов
государственного управления, других государственных служащих.
13. Не
допускаются публикации государственными служащими от имени государственного
органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики,
деятельностью государственного органа и государственных служащих. Публикация
материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности может
осуществляться государственным служащим только от собственного имени как
частного лица.
14.
При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного
обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения
такого обвинения принять меры по его опровержению.
Поделиться в социальных сетях: